Путин в Душанбе: итоги визита

09/10/2012 16:21
Рашид Г.Абдулло
Просмотров: 12766

В какой мере состоявшиеся на прошлой неделе визит в Душанбе российского президента Владимира Путина и двусторонние таджикско-российские переговоры были успешны для каждой из сторон?

Сложность ответа на это вопрос заключается в том, что существенная часть таких визитов - переговоры, остаются вне поля зрения общественности. Обусловленная данным обстоятельством скудость информации усугубляется и невозможностью быть уверенным в том, что именно озвученные в публичном пространстве итоги визитов и переговоров являются их подлинными и единственными результатами. Подобная неуверенность является благодатной почвой для возникновения разного рода иногда просто предположений, а иногда и подозрений по поводу наличия каких-то результатов и итогов, которые переговаривающиеся стороны предпочитают не афишировать. И такие предположения по поводу объявленных и, возможно, не объявленных итогах последних таджикско-российских переговоров уже успели прозвучать в открытом информационном пространстве. Так, желающие могут ознакомиться в интернете с предположениями на этот счёт И. Асадуллаева. Посредством своих «геополитических фантазий», по его собственному определению, он попытался найти объяснение очевидной несоразмерности требований и условий, выдвигавшихся таджикской стороной на различных стадиях переговорного процесса по 201 военной базе, и теми конкретными результатами, которыми они, в конечном итоге, обернулись для республики. Его вывод сводится к тому, что стороны, возможно, пришли к некоему аналогу «протокола Рибентропа-Молотова» от 1939г.

Но, как бы там ни было, о степени успешности того или иного визита, тех или иных переговоров, общественность может судить лишь по тем конкретным документам, которые переговаривающиеся стороны подписали и сочли нужным объявить об этом в публичном пространстве. В соответствии с тем, что было представлено общественности, практическим итогом пребывания в Душанбе Владимира Путина и двусторонних таджикско-российских переговоров стало подписание пакета из двух видов документов - соглашений и меморандумов. 

Всего соглашений было подписано два - Соглашение о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Таджикистана и Соглашение об оказании помощи Агентству по контролю за наркотиками при президенте РТ в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Меморандумов же было подписано четыре - Меморандум об условиях сотрудничества в военной отрасли между министерствами обороны России и Таджикистана, Меморандум между Министерством энергетики и промышленности РТ и Министерством энергетики РФ об условиях поставки нефтепродуктов, Меморандумом о сотрудничестве в сфере энергетики, Меморандум о намерениях по дальнейшему сотрудничеству в сфере миграции.

Соглашения являются вполне обязывающими документами и, как правило, вступают в силу сразу же после их подписания, если иное не определено соответствующим законодательством или законодательствами. В соответствии с первым из упомянутых выше соглашений, пребывание российской 201 военной базы на территории Таджикистана продлевается на тридцать лет - до 2042 г., с последующей пролонгацией каждый раз на пять лет. Для того, чтобы вступить в силу оно должно пройти соответствующие процедуры, в частности ратификацию парламентом. В соответствии со вторым соглашением, АКН Таджикистана получит средства в объеме 5 миллионов долларов США и ему будет оказана помощь в вопросах подготовки кадров в российских учебных заведениях.

Нет ни малейшего сомнения в том, что подписание соглашения по российской военной базе стало самым главным для России, для обеспечения её национальных стратегических задач и интересов, итогом визита В.Путина в Таджикистан. Россия изначально ставила себе целью достижение подобного результата, последовательно шла к ней и, в конечном итоге, добилась того, чего хотела. Понятно, что в России выход на подписание данного Соглашения считают стратегическим успехом страны и самого президента В. Путина. Ровно таким же образом оценили действия российской стороны и президента В. Путина и в Таджикистане. В России также считают, что итоги визита являются однозначно позитивными не только для нее самой, но и для Таджикистана. В республике же полагают, что они могли быть для неё и более существенными.

Сегодня и Таджикистан, и Россия находятся в условиях, когда всё имеет свою политическую, экономическую и т. д. цену. Соответственно, чтобы там ни говорили, переговоры по поводу дальнейшего пребывания и условий пребывания 201 военной базы на территории Таджикистана не могли быть ничем иным, как самым обыкновенным торгом между двумя заинтересованными сторонами. При этом, если оценивать реалии региона без излишней политизированности и идеологизированности, переходящих, зачастую в мифотворчество, именно Россия была, есть и будет впредь заинтересована в пребывании своей базы на территории республики в большей степени, чем сам Таджикистан.

Россия, существенно окрепшая при В. Путине, всё более активно вступает, иногда в явное, а иногда не очень, стратегическое противостояние, обусловленное необходимостью обеспечения своей национальной безопасности, с крупнейшими силами современного мира. Данное обстоятельство диктует ей, помимо всего прочего, добиваться размещения на возможно большей по времени основе своих военных баз на территории иностранных государств. Пока это происходит в форме усилий, направленных на сохранение и поддержание своего военного присутствия там, где оно уже имеется. В дальнейшем, если тенденция восстановления Россией своего военно-политического потенциала обретёт устойчивость и станет необратимым, то вполне возможно, что она озаботится необходимостью обеспечения своего военного присутствия и там, где его пока нет.

При проведении Таджикистаном прагматичной политики, как в отношении своих соседей, так и во внутренних делах, возможность возникновения по настоящему серьёзных угроз безопасности страны сводятся к минимуму. К тому же, в тех конкретных условиях, которые имеют место быть в настоящее время, вряд ли какая-либо из больших держав современности серьёзно заинтересована в дестабилизации ситуации в республике. Хотя бы по той простой причине, что нарушение стабильности в республике скажется скорее отрицательно, нежели положительно, на их собственных национальных интересах в регионе.

Имевшие место в последние годы вооруженные угрозы безопасности республики извне, исходили исключительно от её же граждан, оказавшихся в силу тех или иных обстоятельств за пределами страны. Эти угрозы были нейтрализованы собственными возможностями и действиями таджикского государства. Для предотвращения возникновения подобных угроз в будущем проведение прагматичной внутренней политики является более чем достаточным.

Стратегическая заинтересованность России в длительном пребывании своей военной базы в Таджикистане, причём, как уже было сказано, объективно ей это нужно в большей степени, нежели самой республике, создавала хорошую возможность для таджикской стороны трансформировать данную заинтересованность в солидные политико-экономические бенефиции. Преуспел ли Таджикистан в этом? Если судить по подписанным документам, то по сравнению с тем, чего добился Кыргызстан в ходе недавнего аналогичного визита В.Путина в Бишкек, и даже чего добилась сама республика в такие же дни восемь лет тому назад, то её успехи не выглядят чрезмерно впечатляющими.

В обмен на продление пребывания российской 201 военной базы на целые тридцать лет, Таджикистан получил всего лишь обещания российской стороны вернуться к беспошлинным поставкам российских нефтепродуктов, причём в ограниченных объёмах, участвовать в строительстве средних ГЭС, развивать военно-техническое сотрудничество, содействовать улучшению положения трудовых мигрантов (пролонгация регистрационного периода с 7 до 15 дней и выдача разрешений на работу не на один, а сразу на три года).

Все эти обещания зафиксированы в форме меморандумов. Но меморандумы являются всего лишь своеобразными декларациями о намерениях, но никак не обязывающими документами. К тому же, лишь обещания по возврату к беспошлинным поставкам нефтепродуктов и продлению сроков безрегистрационного пребывания трудовых мигрантов и разрешений на работу, а также по развитию военно-политического сотрудничества имеют шансы на более или менее быструю реализацию. Но для Таджикистана самым важным является реализация его стратегических проектов в области использования гидроэнергетического потенциала республики и вывода её из транспортного тупика.

В какой мере зафиксированные в меморандумах обещания могут оказать содействие Таджикистану в решении данных задач? Следует признать - лишь в самой незначительной. Нефтепродуктовый вопрос был актуален в 2010. К настоящему времени республика нашла выход из сложившейся тогда непростой ситуации. Утверждения по поводу того, что снятие пошлин дают республике искомые 200 миллионов долларов, в которые она оценивали пребывание российской военной базы, не есть те деньги, которые она могла бы инвестировать в реализацию своих стратегических инфраструктурных проектов. Да и мигранты явочным порядком достаточно успешно решают свои проблемы. В отношении же того, что действительно важно для республики, а именно реализация Рогунского и прочих стратегических проектов, никаких договорённостей не было зафиксировано на бумаге даже просто в виде обещаний.

Для того, чтобы меморандумы трансформировались в обязывающие соглашения таджикской стороне надо ещё очень сильно постараться. При этом ей надо иметь в виду то, что она должна проделать эту работу до ратификации парламентом и вступления в силу соглашения по базе. Иначе реализации того, что зафиксировано в меморандумах, можно ждать неопределённо долго. Не забудем, что из всех конкретных и вполне обязывающих соглашений по инвестированию в таджикскую экономику, заключённых в октябре 2004 г., было реализовано лишь соглашение по Сангтудинской ГЭС-1. Да и то потому, что за её реализацию взялся Анатолий Чубайс. 

Гульчитай (не проверено)
14/10/2012 12:57
сколько можно трепаться?

Сколько можно трепаться о дружбе РТ с РФ? Надо уже окончательно решить, либо мы объединяемся в одну страну, либо разбегаемся. Ведь нельзя же быть чуть чуть беременной... нашей стране самостоятельно может только прозябать в нищете. Надо выбрать крупную державу и двигаться в направлении интеграции. Если это не РФ, то ЕС, США, Китай или тот же к примеру Казахстан.

Натс (не проверено)
13/10/2012 21:14
Анониму

Вам, уважаемый, объясняю во второй и последний раз: в моем посте выражено мнение большинства россиян. Я здесь живу, я это вижу, слышу и наблюдаю. И довольно мягко выражено, между прочим. За меня прошу не беспокоиться, мои личные стратегические интересы давно продуманы и никакого страха быть откуда либо выгнанным у меня нет. А стратегические интересы своей Родины я, видимо, вижу иначе, чем вы. Поэтому полагаю дискуссию оконченной, ни мне вас, ни вам меня не понять....

Аноним (не проверено)
12/10/2012 15:38
Натс, вы лучше свой прочтите

Натс, вы лучше свой прочтите про "- убрать нафиг отсюда всех гастарбайтеров", а потом уберитесь "нафиг" из "Расия" и гоните взашей 201-ю РВБ.Прежде, чем ляпнуть что-то подумайте о собственных "стратегических интересах", не о колбаске здесь и сейчас и страхе быть выгнаным из РФ, а о будующем своем и своих детей.

Натс (не проверено)
12/10/2012 11:13
Аноним, а вы перечитайте свой

Аноним, а вы перечитайте свой пост так, как будто он вам - гражданину Таджикистана - адресован, и поймете где агрессия. И, не поверите!, но воспринимать все в штыки научил Таджикистан, он гораааздо более агрессивный в быту, чем Россия. Никто и нигде, ни в одном госучреждении в РФ мне не хамил так, как хамили "родные" чиновники, гаишники и иже с ними в Душанбе.

azik (не проверено)
12/10/2012 10:47
Для "тот кто всегда прав"

Уважаемый!
сначала научитесь на русском писать грамотнее…
и прекратите тут гнать фуфло
не было и нету такого, чтобы жителям ГБАО в России выдавали гражданство «охотно с привилегией»
и все остальное, что было ниже вами написано «полный детский сад»
согласен с Анри.

Rustam (не проверено)
12/10/2012 08:25
Подарок нашему президенту

Подарок нашему президенту снайперской винтовки - это показательный намек на толстые обстоятельства....

Amon (не проверено)
12/10/2012 00:56
Таджикистан и Россия - друзья и союзники!..

"Сегодня ... всё имеет свою ... цену" - Уважаемый господин Рашид Г.Абдулло, пожалуйста учтите, что не все измеряется деньгами. Есть еще понятие "дружба", которая не имеет цены!.. Поэтому это еще вопрос кто добился большего - мы или Кыргызстан.

Анри (не проверено)
11/10/2012 21:56
Для Сомона

"Так что скорее всего грузинский сценарий в Таджикистане будет и к власти придет таджикский Саакашвили.."

Замечу, что Саакашвили:
1. Закончил школу с золотой медалью
2. С отличием закончил институт международных отношений в Киеве
3. Получил степень магистра в Колумбийском университете
4. и т.д и т.п......

Что-то я таких не вижу вокруг... И, похоже, еще долго не увидим.

Анри (не проверено)
11/10/2012 21:08
Теперь специально для "Тот кто всегда прав!"

Не хотел комментировать, но, видимо, придется.
1. По поводу поста "Ошибочная политика или величайщее заблуждение".
Вы полагаете, что полтора миллиона таджиков работают в России только потому что им хочется мир посмотреть?
Они едут, потому, что на родине НЕТ РАБОТЫ. Или работа есть, но за нее или не платят, или платят копейки, на которые не только туристами быть, выжить невозможно!
Вы полагаете, что если бы наши земляки работали в Таджикистане, они бы и здесь заработали 10 миллиардов долларов в год! Т.е. на 50% больше бюджета страны? Это - глупость и детсад!
2. Если Вы считаете, что талибы - Ваши друзья, это Ваше дело. Надеюсь, дальше болтовни в интернете Вы не пойдете, потому что иначе Вами заинтересуются ребята из КНБ и очень быстро разберутся с Вами.
Кричать, что события в Хороге - дело русских - это полный бред. Сначала местные (не русские) поссорились с генералом (тоже нерусским). Потом правительство (не российское) решило ввести войска. Всё. Где русские?

3. "Почему жителям Помира русские охотно выдают рассийское гражданство?"
Для работников ФМС России все, кто из Таджикистана - таджики. Где-нибудь в Тамбове русские понятия не имеют, что есть памирцы, ленинабадцы или кулябцы. Для них все одинаковые. Более того, они не особо отличают таджиков от, например, узбеков.
Все идут по одной схеме: временное пребывание - временное проживание - вид на жительство - гражданство. В среднем 5 лет. В лучшем случае - при наличии, например, детей - граждан РФ - около 2 лет.

Надеюсь, Вам не будет слишком сложно понять то, что я написал.

Анри (не проверено)
11/10/2012 20:42
для "Chel"

"..залежи урана, золота, серебра, редкоземельных и недрагоценных металлов, драгоценных камней и прочего. Простыми категориями мыслите."

Конечно простыми! Простая категория - отсутствие дорог к "залежам урана... и прочего". Простая категория - полное отсутствие инфраструктуры, ведь большая часть того, о чем Вы говорите залегает в труднодоступных местах. Например, на Памире. Кто захочет тратить миллиарды долларов только для того чтобы промышленно добраться до мест, где находятся "залежи"? Добывать уран кетменем или даже бульдозером - не получится...
Ваша осведомленность наверняка распространяется и на инвестиционную ситуацию и подходы чиновников к инвесторам..
Смысл любых инвестиций - получение прибыли. Простая категория.

Аноним (не проверено)
11/10/2012 17:46
И где вы агрессию разглядели,

И где вы агрессию разглядели, жизнь в РФ сделала так, что все в штыки воспринимается? ... да, что мне с вами спорить, не поймете...

Анри (не проверено)
11/10/2012 13:43
Для Икрома

Действительно, я должен был уточнить про алюминиевый завод. Дело в том, что возведение НОВОГО алюминиевого завода в самой России куда менее выгодно, чем эксплуатация готового предприятия в Таджикистане, как в плане финансов, так и экологии и прочих сопутствующих..
Известно, что такой гигант как Рогунская ГЭС имеет смысл ТОЛЬКО при наличии ОЧЕНЬ крупного потребителя электроэнергии, расположенного не дальше чем 300 км от ГЭС. В этом смысле Рогунская ГЭС и ТадАЗ (в котором планировалось увеличить мощность) - отличный проект. Потому что не пришлось бы чрезмерно много тратить на инфраструктуру - как по доставке энергии, так и на самом производстве металла.
Причем тому же РУСАЛу достаточно было плотины в 220 метров. Уверен, что если бы РУСАЛ не свернул проект, то и по ГЭС и по заводу Россия договорилась бы с Узбекистаном.
Но очевидно, что подобные проекты никто не будет осуществлять при 100% госсобственности на ГЭС и ТадАЗ..

Натс (не проверено)
11/10/2012 11:36
Соглашусь с Анри. Икром, нет

Соглашусь с Анри. Икром, нет никакого противоречия. Вы вспомните последовательность событий. Когда Чубайс впервые светился на будущих стройках ГЭС в РТ, не было еще указа или приказа (я не помню сейчас точно), в общем не было решения Рахмонова о том, что алюминиевый завод приватизации не подлежит. Россияне изначально собирались во всем этом участвовать ради алюминиевого завода, компания РусАл собиралась вкладывать деньги, если помните. Их с этими планами просто прокатили.

Натс (не проверено)
11/10/2012 11:22
Аноним, я вообще-то в РФ

Аноним, я вообще-то в РФ нахожусь в положении гастарбайтера и имею гражданство исключительно Таджикистана, это вам так, на заметочку, чтобы сходу агрессией не плевались на всех подряд. Я высказываю точку зрению людей, которые живут здесь, людей, которым реально до лампочки эта 201-я, но совершенно не до лампочки, что мы, иностранцы, занимаем их рабочие места. И с этой обывательской точки зрения заявление многоуважаемого политолога о том, что для России все это важнее, чем для Таджикистана, является несколько спорным. Кому конкретно в России важен этот форпост за рубежом? Путину? Даже крупному бизнесу это оказалось не нужно, вспомним провальный проект упомянутого тут Чубайса. А обычным россиянам уже тошно от всех этих "национальных стратегических интересов", и они ясно дают это понять всяким приезжим типа меня.

Chel (не проверено)
10/10/2012 23:16
Анри и Икрому

Ребята, вы забываете и/или не знаете о таких залежах, как Большой Кони Мансур, залежи урана, золота, серебра, редкоземельных и недрагоценных металлов, драгоценных камней и прочего. Простыми категориями мыслите.

Тот кто всегда прав! (не проверено)
10/10/2012 16:12
Для Анри

Ты дубина ответ мне на один вопрос. Почему жителям Помира русские охотно выдают рассийское гражданство?

Сомон (не проверено)
10/10/2012 16:05
Про Россию

Как всегда Россия кинула нас. Не надо на них надееться. Прочтите их историю. Россия всегда продавало своих союзников вспомните Сербию. Своих провославних продала а что вы от нее ждете. Надо с ними обратится как Узбекистан относится. Так что скорее всего грузинский сценарий в Таджикистане будет и к власти придет таджикский Саакашвили точнее западная система управления.

Анри (не проверено)
10/10/2012 15:25
Модератору:

Считаю, что такие посты как от пользователя "Тот кто всегда прав!" надо удалять без сожаления как бессмысленные.
Человек с детсадовскими понятиями пятилетнего ребенка..

Икром (не проверено)
10/10/2012 15:23
Для Анри

Уважаемый Анри! Вы пишете, что ЛЮБЫЕ проекты России в Таджикистане являются прежде всего политическими. В то же время вы пишете , что Рогунская ГЭС для российского бизнеса имела смысл ТОЛЬКО как источник энергии для алюминиевого производства! Значит вы противоречите сами себе. Лично я считаю, что в у нас в Таджикистане нет ничего токого, что бы могло заинтересовать Россию по крупному. По мелочи есть некоторые примеры, но это мелочи. А насчет того, что наша энергия потечет в Индию, то я с вами согласен. Нашя энергия скорее потечет на Луну, чем в Индию. Поэтому все разговоры об этом это бла-бла-бла.

Анри (не проверено)
10/10/2012 15:04
Кстати,

Регистрация по месту временного пребывания должна производиться не 7, а за три дня. Надо бы знать, прежде чем писать.
Фраза про Чубайса вообще весьма сомнительная.

На самом деле нужно четко понимать, что ЛЮБЫЕ проекты России в Таджикистане являются прежде всего политическими. В России достаточно мест, где, например, можно (и порой даже нужно) построить ГЭС. Не надо обманывать себя и думать, что российские бизнесмены спят и видят Вахш...
Что касается Рогуна - эта ГЭС для российского бизнеса имела смысл ТОЛЬКО как источник энергии для алюминиевого производства! А так как ТадАЗ никто приватизировать и, тем более, продавать не собирается, то и Рогунская ГЭС, как просто генерирующий комплекс, русским не нужна. Пример Сангтуды с миллионными долгами - лишний аргумент. А сказки про то как наше электричество за огромные деньги потечет в Индию положите рядом с проектами водопроводов в Саудовскую Аравию!

Тот кто всегда прав! (не проверено)
10/10/2012 14:39
Ошибочная политика или величайщее заблуждение Рахмона

Миф о том что мигранты в России зарабатвают и приносят пользи больше чем здесь на родине, это является величайшем заблуждением, величайшей ошибкой. Я приведу один пример. Возмем туристов. Нам говорят что каждый турист который приезжает к нам то оставляет около 2000$ но в это время вообще не думают о мигрантах. То есть с одной сторони выгоняют своих граждан а с другой стороны приглашают иностранцев. Мигранты это же наше граждане, это потенциальние туристы. Только они не будут временно, а постоянно, жыть, работать и отдыхать здесь. Посмотрите, если мигранты перевели за вес 2011 год только 3.млрд долларов, это же не все денги которые они заработали. Я уверень что четверт суммы они оставляют там. Цифра может доходит до 10.млрд. Это не только налоги или лицензия на трудовую деятельность, это ище и взятки, многочисленные штрафы за нарушения. В конце концов они просто сьедают эти деньги.
Я так думаю, так как мигранты это ни старики, ни женщины и ни дети которые остаются дома и так как это в основном молодеж главная рабочая движущийся сила и наше будущее, по этому основная причина нашей бедности кроется именно в этом. Вот уже 20 лет вместо того чтобы жыть и отдыхать, платит налоги, работать и строит у себя, чужую неблагодарную страну строем. Если бы все эти 20 лет мы работали у себя, мы бы построили не только Рогун но и Даштиджумский и Нижнепянджский (в будушем самый большой) ГЭС, и еще десятки других объектов. Мы бы сейчас жыли в раю. А армия была бы силнее. Защитили бы себя сами. Я думаю и сегодня мы в состоянии защитит себя сами. Что касается Талибов то они нам не какой угрозы не несут. Скорее они наши друзья чем враги. Угроза с юга, это легенда, это миф который создали сами же русские. Настоящая угроза идет с севера. Вспомните события в Хороге это однозначно дело рук русских. Этим они хотели заставит Рахмона подписать договор и им это удалось. Они даже посмели угрожать нам что будут применят Грузинский сценарий и что могут признат ГБАО Памир как независимую республику. И после всего этого без стыда говорят что мы стратегические партнеры.

Аноним (не проверено)
10/10/2012 13:45
Натс, если вашим обывателям

Натс, если вашим обывателям от этих "стратегических интересов" ни холодно, ни жарко, то нашим тем более, эти "интересы" важны только властям, вашим важно иметь форпост на дальних рубежах, нашим иметь гарантию собственой безопасности. Раз дело дошло до того, чтобы держать тут свои войска с дипломатическим статусом, будьте добры держать нашу армию работяг у себя хотя бы со статусом ЧЕЛОВЕКА. Политолог правильные вещи говорит, наше правительство продалось за гарантии собственного нахождения у власти, а народу как кость собаке кинули обещания рассмотреть их проблемы. Если пошло на то чтобы выбирать обывателю, то гоните всех работяг, как вы сказали "нафиг" и заберайте свои войска тоже "нафиг", это пойдет только на пользу Таджикистану, работяги по новой научатся работать у себя на родине, ваша "Расея" совсем обленила наш трудолюбивый народ и быстрее получем то правительство, которое быдет работать на народ, а на себя. Нашел, чем пугать.

Натс (не проверено)
10/10/2012 13:12
Поверьте мне, уважаемый

Поверьте мне, уважаемый политолог, если простым россиянам дать возможность выбора - убрать нафиг отсюда всех гастарбайтеров и вывести при этом из РТ 201-ю или оставить 201-ю и при этом гастарбайтеров в России, они радостно выберут первый вариант. Никому тут, кроме взяточников фмс-ников и работодателей-скупердяев, таджикские, узбекские и иже с ними работяги не нужны. И 201-я база в РТ россиянам не нужна. Обывателям от этих "стратегических интересов" ни холодно, ни жарко.

Махфират (не проверено)
09/10/2012 21:53
Второе замечание г-ну Абдулло

Вы тут написали: "Не забудем, что из всех вполне конкретных и вполне обязывающих соглашений по инвестированию в таджикскую экономику, заключённых в октябре 2004 г., было реализовано лишь соглашение по Сангтудинской ГЭС-1. Да и то потому, что за её реализацию взялся Анатолий Чубайс".
Но в России нормальные люди не считают, что Чубайс сделал выгодный для РОссии проект, так как "Барки Точик" до сих пор не может начать расплачиваться по долгам. В советское время Чубайсом давно бы уже занялась прокуратура, он же не свои деньги в Сангтуду-1 вложил, а у своего населения отнял! Если думать, как г-н Рашид Абдулло,то получается как у нищих - если дал денег то ты хороший, если не дал, то ты плохой. Вы так и будете всегда ходить с протянутой рукой?

Махфират (не проверено)
09/10/2012 21:45
Уважаемый г-н Р.ГАбдулло

Уважаемый Рашид Г.Абдулло! Вы политолог, но тут написали фразу, совершенно вас не украшающую, как политолога: "Стратегическая заинтересованность России в длительном пребывании своей военной базы в Таджикистане, причём, как уже было сказано, объективно ей это нужно в большей степени, нежели самой республике".
Чтобы такие вещи писать, нужно аргументировать свое мнение. Если не умеете это делать, то попробуйте представить, что 201-ю базу из нашей республики убрали. И вы что думаете, у России возникнет угроза ее безопасности? В России никто и не заметио, что базы не стало! От нас до территории России 2 страны, и у России есть ракеты. Россию больше волнуют ракеты в Европе, а не нищие талибы. А теперь представьте, что базу убрали и спросите у нашего руководства, будет ли наш президент чувствовать себя спокойно без 201-й базы. Когда услышите ответ, то вспомните, какую ерунду вы тут написали. Поэтому скажите России спасибо.что она вас и ваших детей будет 30 лет охранять.

Сабзигуль (не проверено)
09/10/2012 17:24
В 2004 г.были подписанны

В 2004 г.были подписанны соглашения не в пример ннынешним гораздо более весомые,тут АП вы правы.
Почему так провально закончились нынешние переговоры для нас еще надо понять,но первые оценки в инете и собственные размышления наводят на следующее.
Нашим властям надо только одно остаться у власти,каким образом это будет сделанно,им глубоко наплевать.
Вероятно эта же мысль посетила не одну меня,все мои думающие и болеющие за страну люди независимо от национальности и места проживания глубоко разочарованны
Вывод наша страна больна и ей срочно нужен новый доктор,медик высшей квалификации и уж точно не аграном.
Вот только медицина у нас в упадке и все хорошие доктора разъехались кто куда....

Сабзигуль (не проверено)
09/10/2012 17:24
В 2004 г.были подписанны

В 2004 г.были подписанны соглашения не в пример ннынешним гораздо более весомые,тут АП вы правы.
Почему так провально закончились нынешние переговоры для нас еще надо понять,но первые оценки в инете и собственные размышления наводят на следующее.
Нашим властям надо только одно остаться у власти,каким образом это будет сделанно,им глубоко наплевать.
Вероятно эта же мысль посетила не одну меня,все мои думающие и болеющие за страну люди независимо от национальности и места проживания глубоко разочарованы
Вывод наша страна больна и ей срочно нужен новый доктор,медик высшей квалификации и уж точно не аграном.
Вот только медицина у нас в упадке и все хорошие доктора разъехались кто куда....

Халк (не проверено)
09/10/2012 16:51
na koleni, eshe raz, i na 30 sleduyushikh let.

Kinuli, eshe kak, do brat'yam kirgizam nam nado eshe polzti, i polzti.. a rossiya, kak bila slabikh, tak i b'et

Отправить комментарий

КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Лента новостей

Комментарии

Новостей нет